Как искать работу ТОП-менеджеру

Потребность в талантливых и ответственных специалистов ощущалась во все времена, но с приходом рыночной экономики в Россию эта потребность ощущается острее, и наиболее остро ощущается нехватка опытных и образованных управленцев высшего звена.

Спрос управленцев высшего звена полностью соответствующих реалиям современного рынка значительно превышает предложения, и поэтому ситуация когда топ-менеджер остался без работы, выглядит весьма парадоксально. Но не все так просто, чем выше статус, тем сложнее и длительнее протекает процесс смены места работы. Лучшее понимание основных сложностей процесса смены работодателя топ - менеджерами поможет детальное рассмотрение проблемы, которое проанализирует специфику поиска работы управленцев высшего звена.

Поиск управленцев высшего звена (Executive Search - ES) подразумевает свои схемы и технологии поиска, и настолько отличен от поиска управленцев низших звеньев управления, что выделен в отдельное производство, которое коренным образом отличается от поиска, например менеджеров среднего звена. ЕС-компании занимаются только поиском работы руководителей высшего звена и больше ни чем иным. Тот же принцип положен в основу работы компаний, которые занимаются менеджментом среднего уровня управления. Однако в России ещё встречаются компании, которые занимаются всем спектром вопросов, начиная от вакансии уборщицы кончая вакансией руководителя предприятия, но с осознанием специфики поиска процесс специализации компаний набирает свои темпы и у нас.

Вернемся к вопросу специфики поиска работы топ-менеджера и остановимся на нем более подробно. Главная составляющая поиска является его строгая конфиденциальность. Ни при каких обстоятельствах руководитель высшего звена не поместит свое резюме для публичного обозрения по нескольким причинам. Первой и основной причиной являются будущие негативные последствия для самого управленца. Открыто выраженное желание топ-менеджера покинуть фирму непременно дойдет до работодателя со всеми вытекающими последствиями. Необходимо также принять во внимание, что просочившаяся информация об уходе руководителя высшего звена фирмы вызовет неадекватную реакцию на рынке, причем совершенно непредсказуемую и обязательно негативно скажется на имидже компании. Ровно по таким же соображениям скрывается информация об открытой вакансии топ-менеджера в организации, и в полном соответствии со всем вышесказанным информация ЕС-компаний также носит закрытый характер и никогда не публикуется.

Учитывая строгую конфиденциальность и деликатность вопроса, поиск работы топ-менеждером носит весьма ограниченный характер и значительную помощь в этом ему могут оказать ЕС-компании. Число таких компаний в нашей стране невелико и они никогда не рекламируют себя. Специализируются такие компании только на решении проблем управленцев высшего звена и при случае дадут информацию о любой другой ЕС-компании.

Однако было бы наивно думать, что у ЕС-компаний всегда наготове есть подходящий вариант, который они тут же предложат соискателю. Другая особенность проблемы заключается в том, что вакансии такого роду также уникальны и единичны, как и сами соискатели. В корне неправильным является мнение, что топ-менеджер найдет работу за 20-30 дней. Иногда, совершенно случайно, ЕС-компания может и предложить соискателю в течение недели подходящую вакансию, но, как правило, приходится ждать несколько месяцев и даже больше. Достаточно длительное время займет процесс согласования и интервьюирование соискателя, и поэтому рекомендуется обратиться в ЕС-компании задолго до увольнения, причем необходимо принять во внимание, что работодатели с неодобрением относятся к безработным соискателям.

Большим преимуществом топ-менеджера в поиске подходящей должности является его публичность (self-branding), то есть его активное использование СМИ для построения своего имиджа. Логика использования СМИ для построения своего бренда чрезвычайно проста. Чем лучше знают топ-менеджера консультанты, потенциальные работодатели, коллеги, тем легче ему найти подходящую работу. Именно с этой целью необходимо как можно чаще принимать участие в круглых столах, выступать на различных семинарах, писать статьи и давать интервью журналистам. Отметим, что ЕС-компании самым внимательным образом отслеживают выступления потенциальных соискателей и кандидатов в деловых и профессиональных СМИ. Таким образом, выступление потенциального соискателя в качестве комментатора или интервьюируемого в СМИ обеспечивает ему известность в определенных кругах. Более того, достаточно часто познакомившись с ним заочно с помощью СМИ, потенциальный работодатель решает, что ему необходим именно этот специалист.

Рассмотрим подробнее работу ES-компании выступающей в качестве посредницы между соискателем и работодателем. При поступлении заказа менеджеры фирмы анализируют базу данных компании и свои личные списки в поисках подходящей кандидатуры. Для продуктивности поиска составляется список предприятий, топ - менеджеры которых соответствуют предъявляемым требованиям, и составляется специальный список куда заносятся потенциальные кандидаты. Обычно такой список содержит около 150-200 человек. Процесс составления такого списка очень сложный и требует прекрасного знания бизнеса и области, в которой должен впоследствии работать выбранный кандидат. Однако максимальную сложность представляет следующий этап работы – личный контакт с потенциальным кандидатом. Напомним, что речь идет о самой престижной позиции и необходимо с умом обойти преграды в виде приёмных, причем никто не должен знать с какой целью связываются с топ-менеджером. Каждый консультант имеет свои фирменные, секретные наработки, как пройти этот труднейший этап. Отметим только, что неоценимую помощь в решении этой проблемы окажет личная база данных мобильных телефонов потенциальных кандидатов. В случае проявленной заинтересованности в предлагаемой работе (название предприятия никогда на этом этапе не разглашается) начинается этап переговоров, интервью, встреч с работодателем и прочее. На этом этапе, как правило, дело заканчивается удовлетворяющих всех заинтересованных сторон соглашением.

Схема оплаты услуг ЕС-компаний отличается от схемы оплаты обычных агентств, гонорар которых составляет 20-25% от дохода соискателя. В западных странах существует четырех этапный процесс оплаты. Работодатель платит обговоренную сумму без привязки оплаты к поиску на начальном этапе, через месяц, через 2 месяца и через 3 месяца. Российский вариант оплаты немного отличается от западного. Работодатель вносит определенную сумму в качестве доказательства серьезности своих намерений, далее после личного знакомства с кандидатом, и окончательный расчет производит только после подписания контракта. Стоимость ЕС-компаний значительно превышает стоимость услуг обычных кадровых агентств и, как правило, составляет 30-35% от суммы фиксированного дохода кандидата и его предполагаемых бонусов.

Российский кадровый рынок

В настоящее время российский кадровый рынок динамичен и текучесть кадров достаточно высока. Многие компании остро нуждаются в квалифицированных и успешных руководителях и готовы понести большие расходы для того чтобы пригласить к себе на работу опытных топ -менеджеров. В поисках успешных кандидатов они обращаются за помощью к хедхантингу («headhunting» – охота за головами) или осуществляют поиск по рекомендациям своих знакомых, поскольку помещение свободных вакансий в открытой публикации показала свою несостоятельность.

Хедхантинг предполагает непосредственный поиск подходящего кандидата на предлагаемую вакансию и, выражаясь простым языком, означает переманивание высококлассных работников из одной компании в другую. Профессионалы, занимающиеся этим бизнесом взяв в производство поступивший заказ, производят сбор данных всех специалистов занятых в этой области бизнеса. Они устанавливают скрытое наблюдение за ним, анализируют карьерный рост, успешность и психологию потенциальных кандидатов, выявляют возможные причины могущие повлиять на его решение поменять место работы, и только после проведенной предварительной работы делают ему соответствующее предложение. Согласно статистике все крупные компании предпочитают искать кандидата, используя в этих целях посредников. Разумеется, вероятность выхода хедхантера на топ-менеджера сильно зависит от публичной активности самого потенциального кандидата.

Как правило, успешный топ-менеджер, реализовавший много проектов, сам не ищет работу, так как работа ищет его самого. Достаточно часто им через посредников предлагаются весьма выгодные позиции. Однако оптимальным решением проблемы в том случае, когда топ-менеджер сам принял решение перейти в другую компанию, является его обращение за помощью к хедхантерам. Практически у большинства топ-менеджеров среди его знакомых числятся и хедхантеры. Основным условием успешности поиска является конфиденциальность, так как тиражирования резюме кроме негатива ничего не даст.

Если у топ - менеджера знакомых хедхантеров нет, то необходимо тщательно проанализировать существующие ЕС-компании, определить нужного специалиста, договориться с ним о встрече и предложить свое резюме только ему. Желательно начать поиск работы, поставив в известность начальство о своем уходе, так как в противном случае такой подход к решению вопроса может сильно навредить деловой репутации руководителя. Рекомендуется не спешить в таком важном деле, поскольку приемлемое предложение может появиться не скоро, а цена ошибки полностью соответствует статусу кандидата, то есть может быть очень высока.


Яндекс.Метрика