Для российских компаний комплексное управление персоналом является достаточно серьезной проблемой, порой, не осмысленной практикующими управленцами различных уровней.
Менеджмент давно определил важную роль и место теории управления
персоналом.
С точки зрения даты основания как науки, управление персоналом
берет начало в 19 веке (США). Долгое время управление персоналом
существовало в рамках других наук в качестве определенной
области знаний – социологии, психологии, экономики предприятия,
конфликтологии, организационного поведения, экономики труда.
Окончательно выделилась наука управления персоналом в 1960 году.
В основном она развивалась в США в русле бихевиорального
подхода.
Российское общество познало науку управления персоналом только в
90-х годах, когда начала появляться рыночная среда, без которой
существование науки невозможно. До этого некоторые аспекты
управления трудовыми отношениями рассматривались в «Экономике
предприятия», а также исследовались в психологии, экономике и
социологии.
В современном понимании наука управления персоналом существует как система приемов и идей предназначенных для построения эффективной работы организации и реализации проектов. Осуществлять управление персоналом – это значит целенаправленно воздействовать на сотрудников с целью ориентации на приближение к максимальной реализации целей возможностями сотрудников.
• в поиске необходимого персонала;
• в адаптации персонала на новом рабочем месте;
• в обучении и постоянном развитии сотрудников;
• в оперативной оценке коллектива;
• в управлении бизнес-коммуникациями;
• в мотивации сотрудников и оплате труда;
• в организации труда;
• в управлении корпоративной культурой.
• Экономические методы – заключаются в воздействии на персонал с
помощью способов и приемов, соизмеряющих результаты деятельности
с трудовыми затратами. К экономическим методам относятся премии,
зарплата, кредиты, финансирование, санкции и другие материальные
способы воздействия.
• Организационно-распорядительные методы – заключаются в прямом
воздействии на сотрудников через возложение на них обязанностей
и директив. Требуют условий дисциплинированности,
ответственности, властного режима, принуждения и закрепления
возлагаемых функций в нормативно-документальной базе.
• Социально-психологические методы – заключаются в моральном,
мотивационном и социальном воздействии на сотрудников.
Управляет деятельностью персонала специалист именуемый
менеджером по персоналу или HR –менеджер. Крупные компании могут
позволить себе должность менеджера по персоналу, с которым
сталкиваются при устройстве на работу. Предприятия, которые не
могут позволить себе такую роскошь, прибегают к услугам кадровых
агенств, передавая им право отбора и приема сотрудников.
Российский бизнес активно знакомится со сферой управления
персоналом, подталкивая ее к совершенствованию и развитию.
Постоянно растущая конкуренция и изменчивость рынка заставляет
менеджеров управлять в жестких условиях, создавать приемлемую
для работы коллектива атмосферу. Хороший менеджер знает, как
сделать, чтобы служащие воспринимали компанию, как собственную и
работали с полной отдачей. Знания в области управления
персоналом призваны помочь менеджерам справляться с такими
задачами.