Самыми значимыми дорогами в США являются Interstate Highways (I), а также US Highways (US). За редким исключением, основная часть шоссе с индексами I и US сделаны из бетона. Связано это, в первую очередь, с повышенными нагрузками: по таким шоссе ежедневно ходит транзитный транспорт, большегруз и огромное количество легковых автомобилей. Бетон, как основа для дорожного покрытия, был выбран благодаря его особенностям: он прочный, долговечный, неприхотливый к нагрузкам и перевесам грузовиков. Но укладка бетона – дело проблематичное и длительное, это же касается и ремонта. Для того, чтобы бетонная дорога была полностью готова к эксплуатации, требуется несколько месяцев. Для сравнения: после укладки асфальта поток машин пускают по свежевыложенным полосам уже через 8 часов. Но результат стараний оправдывает себя на 100%.
Перед началом строительства, департамент транспорта проводит публичное голосование, на котором каждый житель вправе выказать свое мнение. Все предложения, высказанные таким образом, изучаются тщательным образом. При наличие разумных мыслей, вносятся поправки в проект строительства. Такие слушания происходят на этапах черновых расчетов, чтобы в дальнейшем не переделывать готовый проект.
Когда проект строительства полностью готов, получены все разрешения и имеется достаточный объем финансирования, департамент транспорта приступает к работам.
На первом этапе разрабатываются новая схема движения транспорта, чтобы исключить создание пробок. Как правило, проблема решается созданием дополнительных временных полос на обочине (из асфальта) либо же саму дорогу переделывают с вынесением ее на обочину. В любом случае, пропускная способность при этом должна быть не менее 70% от первоначального значения.
Гранд Каньон, США
Департамент может прибегать к некоторый хитростям. Строительство автомобильных дорог ведется так: сначала кладется одна сторона дороги, при этом все полосы сдвигаются в другую сторону. После окончания строительства поток пускают на готовую дорогу, занимая также середину дороги и обочину.
|
Водителям авто следует более внимательно смотреть на временные
знаки, находящиеся в зоне строительства. Это связано с тем, что
штрафы за нарушение установленных правил в таких зонах удвоены
(особенно строго карается превышение скорости). А полиция,
которая тщательно следит за дорожным движением, не оставит
правонарушителей безнаказанными.
Когда подготовительный этап пройден, снимают до метра пород (при
строительстве новой дороги) либо все старое покрытие (при
ремонтных работах). Затем укладывается специальный слой,
называемый «дорожной подушкой». Он состоит из гравия, песка,
глины. После укладки идет тщательная утрамбовка.
Каждый новый слой заливается водой и хлоридом кальция
(известковым раствором). Далее в работу вступают специальные
бульдозеры с «вилками», которые подобно трактору перепахивают
готовый слой. После этого слои снова трамбуют. Это делается для
того, чтобы убрать влагу из подушки. В натуральном виде все ее
компоненты насыщены влагой, которая все равно будет испаряться,
а подушка при этом — проседать. Чтобы снизить процент
проседания, разливают известь. Как известно, известь способна
вступать в химические реакции с водой, благодаря чему последняя
легко испаряется.
После того, как подушка уложена, приступают к укладке двойного
слоя асфальта (по 5-7 сантиметров каждый).
Асфальт укладывается под бетон в связи с некоторыми
особенностями последнего. Во-первых, бетон довольно хрупкий. При
провалах земли, просадках под воздействием воды на нем сразу же
появляются трещины. Укладка асфальта позволяет выровнять
поверхность. Во-вторых, бетон чувствителен к влаге. Асфальтное
покрытие служит своеобразной гидроизоляцией, не позволяя водным
массам попасть под бетон.
Когда асфальт уложен, приступают к монтажу арматуры для бетонных
полотен. Как правило, используется стальная арматура, диаметр
которой около 16 миллиметров. Когда арматурный каркас собран,
его поднимают на специальные металлические или пластиковые
подставки.
Высота, на которой уложена арматура, имеет важное значение. Если
каркас будет расположен слишком близко поверхность, то он начнет
ржаветь. Если укладка будет чрезмерно глубокой, то сталь не
сможет защитить бетон от перегрузок. Арматурный каркас, как
правило, имеет шахматное переплетение отдельных его частей.
Как показывает статистика, большинство трещин в покрытии
возникает на расстоянии от 1 до 3 метров от обочин, то есть в
тех местах, где идет наибольший поток машин. Бетон чувствителен
к натяжениям и может лопаться, а сталь компенсирует этот его
недостаток.
В США с дорогами невсегда все так гладко)
После того, как каркас готов, бетоноукладчик заливает часть
дороги. При этом происходит трамбовка бетона вибраторами, что
помогает выгнать весь лишний воздух.
На каждом залитом участке дополнительно делаются бетонные
цилиндры, которые через три дня сушки в естественных условиях
отправляются в лабораторию для проведения проб и анализов. Если
прочность таких цилиндров будет недостаточной, значит бетон не
прошел тест. Все покрытие подлежит демонтажу и новому настилу.
После укладки бетон должен «отдохнуть» в течение семи дней без
каких-либо нагрузок. После недели сушки, он обкатывается легкой
строительной техникой. И только через 28 дней бетонное покрытие
обретает свою прочность. Если же в период строительных работ по
настеленному покрытию должен проехать тяжелый кран, то
предварительно дорого засыпается толстым слоем песка или
застилается специальными строительными матами.
Срок службы такой бетонной дороги без необходимости капитального
ремонта составляет около 25 лет. Но есть и рекордсмены в данной
области. Так, в Далласе и Хьюстоне до наших дней в прекрасном
состоянии дошли участки дорог, монтаж которых производился еще в
1960 году.
Бетонные дороги уверенно завоевывают свои позиции в Китае,
Японии, Австралии, некоторых Европейских странах. США же
стремится максимизировать объемы строительства дорог именно из
бетона, поскольку это позволяет значительно сэкономить на их
дальнейшем ремонте и обслуживании.
Статистика говорит сама за себя: в США на бетонных дорогах (возраст которых от 25 до 40 лет) трещины и сколы появляются спустя 34 года после ввода в эксплуатацию. Для сравнения: средняя «жизнь» асфальтного покрытия всего 8 лет.