Специалисты, которые строят дороги, говорят, что под
летним солнцем асфальт, что называется «плывет». При
этом экологи утверждают, что асфальт выделяет вредные
для окружающих вещества и является
источником вредных
соединений.
Сейчас на каждом углу можно слышать о вредности разных
веществ, в том числе и полимеров, и синтетики, и других
веществ появившихся в результате бурной деятельности
человека. При этом мало кто задавался вопросом – а что
выделяют натуральные материалы.
Всем известно, что существуют противники установки окон ПВХ – интересно, кто-то из этих людей измерял, например, вещества, которые выделяет обычное деревянное окно? Наверное, никто даже не сравнивал их по токсичности. Асфальт не стал исключением в этих дискуссиях, и многие экологи пытаются доказывать его вредность, и надо сказать у них это получается.
Мы все прекрасно знаем, как пахнет асфальт, расплавляясь под жарким летним солнцем. Здесь возникает вопрос – если человек может свободно ощущать запах веществ, выделяющихся с асфальтного покрытия, то страшно представить масштабы выделения вредных веществ, учитывая большие площади покрытые асфальтом. Например, ботаники отмечают, что под воздействием выхлопных газов и испарений от асфальта в городе появляются деревья-«мутанты», отличающиеся метлообразной формой веток.
|
Медики, также говорят о вреде асфальта и предполагают, что вещества, испаряющиеся из асфальтного покрытия, могут вызывать раковые заболевания. Однако при этом тревогу никто не бьет, причина проста – заменить асфальтовые покрытия, пока не возможно.
Хотя ради справедливости надо сказать, что в некоторых европейских городах вместо асфальтового покрытия начинают укладывать брусчатку. Стоимость такой дороги в восемь раз выше асфальтированной. Столица Белоруссии в этом вопросе тоже не пасет задних - некоторые улицы Минска уже выложены плиткой.
Все замечали, когда в жаркую погоду над асфальтом, как будто «плавится» воздух.
Такое же явление можно наблюдать над открытой горловиной канистры, наполненной бензином. Подобный эффект получается в результате выделения углеводородов. Надо уяснить, что природный асфальт производится из нефти в результате испарения легких частиц и окисления. А искусственный асфальт – это смесь битумов с измельченными минеральными накопителями.
Искусственный асфальт отличается от природного наличием парафина, а также большого содержания нефтяных масел. Из вышесказанного можно сделать заключение, что асфальт – это самая тяжелая нефтяная фракция или просто говоря – нефтепродукт. Вряд ли найдется химик, который даст точный состав нефти, ведь она включает в себя огромное количество химических соединений, а про асфальт вообще говорить не приходится.
При производстве асфальтобетона в его состав добавляют до 5 пластификаторов, а также много разных добавок. Отсюда вывод, что испарения из асфальта – это смесь нефтепродуктов. Но это еще не все – вода из асфальта вымывает соли никеля, ванадия, а также других металлов. Нельзя утаивать, что некоторые соединения ванадия и никеля специалисты относят к первому классу токсичности.
В состав асфальта входят нефтяные углеводороды, которые, по сути, являются ароматическими (как раз они и придают асфальту специфический аромат) и полициклические углеводороды, среди которых есть немалая часть канцерогенных соединений. Исследования ветеринаров из Казахстана, показали, что среди домашних собак, проживающих в городе очень много особей заболевших раковыми заболеваниями, в частности дыхательных путей.
Как удалось выяснить, заболевания собак напрямую связаны с обнюхиванием территории и втягиванием около асфальтного воздуха. В результате исследования было зафиксировано, что чем больше в жилой зоне асфальта, тем выше процент раковых заболеваний у животных.
До недавнего времени экологи не могли понять, что является источником ароматических углеводородов попадающих в воздух, особенно в летнюю жару. Ведь было известно, что такими источниками могут быть крупные предприятия или интенсивное движение транспорта, именно они могут выделять в воздух бензол, диэтилбензол, толуол, триметилбензол. Специалисты из Украины, провели исследования и сделали вывод – от 10 до 15% от общего количества вредных веществ находящихся в воздухе исходит от асфальта.
Человечество не стоит на месте и постоянно движется вперед. Это отражается и на дорожном покрытии. В последнее время поступает огромное количество предложений по улучшению и модификации асфальтобетона всевозможными добавками, одна из них, заслуживает особого внимания – это резиновая крошка. С одной стороны при введении резины в состав асфальта, его качество повышается в разы.
Добавление резиновой крошки в асфальт
влечет за собой повышение прочности, снижение уровня
шума, сокращение тормозного пути. Но при этом
существенно снижается морозоустойчивость асфальта, что
очень важно в климатических условиях Беларуси. С другой
стороны производители стараются приводить только высокие
показатели прочности, водостойкости и т.д., но при этом
забывают сказать о вредности данного материала, ведь
резина уже сама по себе есть источник углеводородов.
Страшно подумать, какие вещества, и какое их количество,
будет выделяться из резинового дорожного покрытия под
воздействием жаркого солнца.
Кроме всего прочего в асфальт пытаются добавить разные
отходы, в частности гальванические металлосодержащие
шламы. Такой эксперимент стал предметом исследования в
России и Польше. Во Франции, например, в асфальт
пытались добавить золу из мусоросжигательных заводов.
Подобные эксперименты и исследования, конечно же, очень
полезны и во многом оправданы, ведь в случае
положительного результата, будет решена проблема
утилизации токсичных отходов. Однако надо учитывать, что
в этих исследованиях практически нетронутым остался
временной фактор. Никому неизвестно, что произойдет с
этими добавками через 5-10 лет и куда, потом девать
асфальт с опасным наполнителем? Можно предположить, что
в условиях интенсивной эксплуатации в воздух будут
выделяться металлы, вошедшие в смесь. Все это очень
настораживает. Поэтому к данной проблеме надо подходить
очень осторожно и тщательно следить за тем, что
происходит с экспериментальным участком.