На все население России приходится более сорока восьми тысяч
аптек, а это по одной аптеке на каждые три тысячи человек. Это
наиболее высокий показатель среди европейских стран. Отсюда и
невероятно высокая конкуренция на рынке фармацевтики в нашей стране.
Более крупные компании поглощают своих менее успешных конкурентов,
усиливая за их счет свою влиятельность.
Как и в любом бизнесе в сфере фармацевтических услуг действуют свои
законы. Успешность предприятия зависит от специфических механизмов,
благодаря которым осуществляется деятельность. Сегодня самыми
крупнейшими сетями, годовой оборот которых составляет несколько
десятков миллиардов долларов, владеют американские предприниматели.
В то время как их европейские конкуренты довольствуются менее
внушительными суммами, порядка нескольких миллиардов долларов.
Российские продавцы о таких баснословных суммах пока даже не
мечтают.
В нынешних реалиях российским компаниям принадлежат около пятидесяти трех тысяч аптечных точек, основной процент которых входит в состав торговых сетей. Каждая аптека в среднем ежемесячно реализует товара на сумму около двенадцати тысяч долларов. Разумеется, в крупных городах эта сумма значительно больше, а в населенных пунктах с небольшим населением меньше. Существует и разница в прибыли между небольшими компаниями и их крупными конкурентами. Согласно статистике, независимые аптечные пункты, осуществляющие свою деятельность самостоятельно без создания сетей, ежемесячно реализуют товара на сумму приблизительно равную десяти тысячам долларов. Аптеки, входящие в состав не крупных сетей, имеют оборот в районе тринадцати тысяч долларов в месяц. Учреждения из состава крупных сетей могут приносить более тридцати тысяч долларов. Важным моментом в этой статистике является тот факт, что чем выше объем продаж в аптечных сетях, тем значительно выше процент товаров в их ассортименте не являющихся лекарственными.
Если рассмотреть объем продаж брендовых сетей более детально и
попытаться определить процентное соотношение в нем товаров различных
категорий, то картина будет следующей: 60% от объема продаж займут
лекарственные формы, порядка 30% составят товары
парафармацевтического свойства, а оставшиеся 10% попадают в разряд
прочих нелекарственных форм, включая БАДы.
Так как наценка на лекарственные препараты в России составляет около
30%, а на все остальные товары, входящие в аптечный ассортимент
достигает 40%, в конечном результате это обеспечивает значительный
прирост не только оборота, но и чистой прибыли. По этой причине, для
того, чтобы удержаться на плаву, многие независимые аптечные пункты,
выбирают для себя франчайзинг, как самый безболезненный способ
сохранить свою частичную самостоятельность и возможность управлять
своим бизнесом самостоятельно.
Ежегодно в России происходит расширение аптечных сетей, сегодня их доля на рынке составляет около 60% от общего числа аптечных учреждений. В некоторых странах, таких как Англия и США, деятельность аптечных сетей не ограничивают на уровне законодательства и темпы их развития значительно превышают рост сетей в других странах. В нашей стране действует иная практика. За прошедший год свою деятельность вынуждены были прекратить около 25% различных аптечных пунктов совершенно разной формы собственности, несмотря на то, что в некоторых регионах остро ощущается их нехватка. Первыми под угрозу закрытия попадают независимые аптеки. Но их место довольно быстро занимают новые аптечные пункты. Важную роль для осуществления аптечной деятельности играет помещение, его расположение, качество и площадь. Если все эти показатели удачно сочетаются, то в результате можно получить высокие объемы продаж.
На фармацевтическом рынке России представлено более сорока аптечных сетей, каждая из которых действует в своем географическом регионе. Среди них около 3% приходится на национальные сети, почти 9% на межрегиональные, а около 8% являются региональными сетями. Остальной процент (почти 80%) составляют локальные сети и самостоятельные аптечные пункты. Самой крупной аптечной сетью в России является компания «A5 Group» - в ее состав входят 1371 аптечных пункта. Второе место по величине занимает национальная сеть аптек под названием «Аптеки 36,6» - в ее зоне ответственности находится 979 аптек. Третье место заслуженно занимает сеть аптек «Имплозия» и ее 741 аптека. Немного отстает по степени влияния еще одна крупная сеть «Алфега Аптека» - в ее составе числится 720 точек продаж. Замыкает пятерку лидеров сеть под названием «Ригла», которой принадлежат 694 аптеки.
Не смотря на значительную разницу в количестве точек продаж с
лидером рынка, по общему объему выручки в 2011 году сеть «Ригла»
занимает первое место на рынке.
Для расширения сферы своего влияния, аптечные сети ищут новые
способы привлечь клиентов. Таким образом, с особым интересом в
последнее время некоторые компании подходят к открытию аптечных
точек, ориентированных на потребителя с небольшим доходом.