Однажды в 1885 году
двадцатитрехлетний ученик машиниста Генри Форд впервые в
жизни соприкоснулся с газовым двигателем внутреннего
сгорания. Это была любовь с первого взгляда. Мгновенно волна
волнения нахлынула на него, потому что он предвидел, что
даже в этом нежном возрасте и в те смутные времена
безлошадные экипажи навсегда произведут революцию в
транспорте. Это должно было стать делом всей его жизни.
Однажды в 1885 году двадцатитрехлетний ученик машиниста
Генри Форд впервые в жизни соприкоснулся с газовым
двигателем внутреннего сгорания. Это была любовь с первого
взгляда. Мгновенно волна волнения нахлынула на него, потому
что он предвидел, что даже в этом нежном возрасте и в те
смутные времена безлошадные экипажи навсегда произведут
революцию в транспорте. Это должно было стать делом всей его
жизни.
Рождение автомобильной империи
Несмотря на то, что он не изобрел ни автомобиль, ни
конвейер, необычайное видение и предпринимательский дух
Генри Форда вызвали массовый сдвиг парадигмы с глобальными
последствиями. То, что когда-то было товаром,
предназначенным только для богатых и состоятельных, теперь
стало широко доступно для синих воротничков американцев.
Model T дебютировала в 1908 году по цене 825,00 долларов. За
первый год было продано более десяти тысяч, установив новый
рекорд. Четыре года спустя цена упала до 575,00 долларов, а
продажи взлетели. К 1914 году Ford мог претендовать на 48%
доли автомобильного рынка. В 1927 году 15-миллионная модель
T торжественно сходит с конвейера в Хайленд-Парке. Это был
немыслимый сценарий всего два десятилетия назад, но к этому
времени Генри Форд уже изменил мир.
Все началось в те дни, когда Форд работал инженером в Edison
Illuminating Company. По ночам он отсутствовал на работе, а
днем Форд трудился в мастерской в сарае за своим домом,
проектируя и строя новый двигатель внутреннего сгорания. Он
работал в одиночку, используя куски металлолома, которые он
собирал отовсюду, где мог их найти. После двух лет, тратя
почти каждую свободную минуту на доработку своего двигателя,
Форд заканчивает свой первый автомобиль, «квадрицикл», и
ездит на нем по улицам Детройта. Хитроумная штуковина была в
основном кареткой, приводимой в движение двигателем, но,
хотя она выглядела красиво и хорошо работала, ее конструкция
была неадекватной для крупномасштабного производства. Год
спустя он представил новую модель, на этот раз думая о
завершении производства. Это был компактный и простой
автомобиль, который был прост в обслуживании. Все, что ему
было нужно, это финансовая поддержка.
Однако легче сказать, чем сделать. Автомобильный бизнес
возник из воздуха и исчез так же внезапно - это было то, что
Форд узнал на собственном горьком опыте. Во время своих
начинаний он, наконец, заручился поддержкой одного из самых
известных банкиров в Детройте, Уильяма Х. Мерфи. Была
сформирована новая компания под названием Detroit Automobile
Company для производства и продажи улучшенного квадрицикла
Ford. Однако молодой Форд быстро обнаружил, что его прототип
нуждается в серьезной доработке. Его модель была отличным
доказательством концепции, но детали, которые он
использовал, было трудно транспортировать, а некоторые были
слишком неуклюжими или тяжелыми. И снова требования
массового производства захлестнули его. Он вернулся к
чертежной доске, но это заняло слишком много времени,
поэтому Мерфи вскоре потерял терпение. Всего через полтора
года Детройтская автомобильная компания была распущена.
Форд вернулся с легким и меньшим автомобилем, и, к его
счастью, Мерфи решил дать ему второй шанс - что крайне редко
можно увидеть в молодые дни автомобильной промышленности.
Эти двое, банкир и инженер, основали новую компанию под
названием «Компания Генри Форда». Но опять же, затея
просуществовала недолго. Но на этот раз провалился не
процесс Форда, а надоедливое вмешательство Мерфи. Банкир
привлек помощь извне, что привнесло в проект
посредственность и низкие стандарты. По его мнению, Форд
думал, что у него идеальный дизайн, и менее чем через год
после того, как компания была сформирована, он ушел.
В этот момент Форд стал персоной нон грата в автомобильном
бизнесе Детройта, и финансисты не трогали его даже
десятифутовым шестом. Каким-то образом инженер оставался
бодрым духом и относился ко всем своим прошлым неудачам как
к ценным жизненным урокам. Но нужно ли было учиться? Что ж,
Форд очень хорошо знал, что это не его работа была
неправильной, и разрушил его прошлые предприятия; Это были
его финансисты, которые не желали давать ему больше времени
и хотели пойти на слишком большой компромисс в отношении
качества. Если он собирался сделать это, это должен был быть
его путь.
Как это часто бывает с выдающимися людьми, Форд объединил
усилия с другим эксцентричным человеком, Александром
Малкомсоном, шотландским иммигрантом, сколотившим состояние
на угольном бизнесе. Малкомсон увидел в Форде потенциал, дал
ему шанс, когда никто в Детройте не подумал об этом, и
согласился никоим образом не вмешиваться в его дела. Вместе
с десятью другими более мелкими партнерами они включают Ford
Motor Company. Свободный для творческого самовыражения и
обладающий достаточным количеством воздуха, чтобы дышать,
Форд подготовил почву для культовой модели T.
Выпустив девять моделей, включая гоночную Model B и
роскошные (для своего времени) модели L и R, Форд был готов
осуществить свои амбиции и сделать «автомобиль для великого
множества» — высококачественный автомобиль, который был бы
доступен обычным людям. Чарльз Соренсен был одним из главных
мастеров Model T, наряду с Ford.
«Однажды ранним утром зимой 1906-7 годов Генри Форд заглянул
ко мне в отдел выкройки завода на Пикетт-авеню. Пойдем со
мной, Чарли, - сказал он, - я хочу тебе кое-что показать.
Я последовал за ним на третий этаж и в его северный конец,
который не был полностью занят для монтажных работ. Он
огляделся и сказал: «Чарли, я бы хотел, чтобы комната была
закончена прямо здесь, в этом пространстве. Поставьте стену
с дверью, достаточно большой, чтобы машина могла входить и
выходить. Приобретите хороший замок для двери, и когда вы
будете готовы, мы пригласим сюда Джо Галамба. Мы собираемся
начать совершенно новую работу».
Комната, которую он имел в виду, стала родильным отделением
для модели Т. Год спустя из этой захламленной маленькой
темной комнаты вышел один из самых знаковых американских
автомобилей и автомобиль XX века. Первая серийная модель T
Ford (1909 модельного года) была собрана на заводе
Пикетт-авеню в Детройте 1 октября 1908 года. В течение
следующих 19 лет в базовую конструкцию было внесено
относительно мало фундаментальных изменений, из-за чего было
продано 15 миллионов автомобилей.
Модель Ts производила 20 лошадиных сил и могла развивать
скорость от 40 до 45 миль в час (от 65 до 70 км / ч). Это
может показаться вялым, но помните, что это был рубеж
прошлого века, и скорости было более чем достаточно для
грунтовых дорог того времени.
Трансмиссия, состоящая из двух передач переднего хода и
одной заднего, была планетарного типа, управлялась ножными
педалями, а не более распространенным ручным рычагом,
используемым в передачах с скользящей шестерней. Искры и
дроссельная заслонка управлялись ручным рычагом на рулевой
колонке. Поскольку газ подавался в двигатель только под
действием силы тяжести, когда водителям приходилось
подниматься на крутой холм, автомобиль часто приходилось
ехать назад на задней передаче.
Единственным прибором, включенным в приборную панель Ford
Model T, был амперметр, который измеряет электрические токи,
проходящие через цепь. Если вам нужен был спидометр, вам
нужно было выложить пару дополнительных долларов. Если вы
хотели измерить уровень топлива, вам просто нужно было
окунуть палку в бак и проверить, насколько она намокла.
Настолько просто, насколько это возможно.
Model T также может работать на газе, зерновом спирте или
этаноле. Фермеры могли легко перегонять свое собственное
топливо и использовать автомобиль Форда по своему
усмотрению, не завися от поставок газа, который был довольно
скудным. Определенно, это был самый надежный автомобиль,
который когда-либо видел мир. Его было не остановить.
В качестве забавного примечания Форд сказал: «Публика может
иметь любой цвет, который она хочет... до тех пор, пока он
черный». Возможно, он говорил или не говорил этого, но
несомненно то, что это никогда не применялось. Несмотря на
то, что черный цвет был явно любимой покраской, клиенты
уезжали с завода в Детройте на совершенно новых Model T,
окрашенных в красный, синий, зеленый или серый цвета.
Поставить мир на колеса - движущаяся сборочная линия Ford
Вместо того, чтобы машина подъезжала к отдельным рабочим, к
машине приезжала бригада рабочих. Форд, как и другие
автопроизводители того времени, выпускал автомобили таким
образом в течение четырех лет до появления движущейся
сборочной линии.
Вместо того, чтобы машина подъезжала к отдельным рабочим, к
машине приезжала бригада рабочих. Форд, как и другие
автопроизводители того времени, выпускал автомобили таким
образом в течение четырех лет до появления движущейся
сборочной линии.
Когда Model T была представлена публике в 1909 году, ее цена
составляла 825 долларов США (около 00 33 долларов США в
сегодняшних деньгах). Он продавался так хорошо, что у завода
были заказы на год вперед. Доступная цена стала возможной
благодаря некоторой сборке. До Model T автомобили собирались
по одному отдельными командами. Изготовление автомобиля
может занять две-три недели. Форд изменил то, как собирались
автомобили, используя крупные производственные предприятия и
стандартизированные взаимозаменяемые детали.
«То, что было разработано в Ford, было практикой перемещения
работы от одного рабочего к другому, пока она не станет
законченным подразделением, а затем организации потока этих
единиц в нужное время и в нужном месте к движущейся линии
окончательной сборки, с которой выходил готовый продукт.
Независимо от более раннего использования некоторых из этих
принципов, прямая линия преемственности массового
производства и его интенсификация в автоматизацию напрямую
проистекает из того, что мы разработали в Ford Motor Company
между 1908 и 1913 годами...», — говорит Соренсен.
Большой прорыв произошел, когда первый автомобиль сошел с
первого в мире движущегося конвейера. Во время поездки в
Чикаго Генри Форд наблюдал, как упаковщики мяса снимали
куски говядины с туши, когда ее проезжала тележка, пока
ничего не осталось. Он был вдохновлен обратить вспять
процесс производства своего автомобиля.
«Мы сделали это, просто поставив раму на полозья, привязав
буксировочный трос к передней части и потянув раму за собой
до тех пор, пока оси и колеса не были установлены. Затем мы
прокатили шасси по насечкам, чтобы доказать, что можно
сделать. Демонстрируя эту движущуюся линию, мы работали над
некоторыми узлами, такими как комплектация радиатора со
всеми его шланговыми фитингами, чтобы мы могли очень быстро
разместить его на шасси. Мы также сделали это с приборной
панелью и установили рулевой механизм и катушку зажигания»,
— вспоминает Соренсен. (Соренсен, Чарльз, Э., Мои сорок лет
с Фордом (1956); Банум, Расс, Век Форда (2002); Бринкли,
Дуглас, Колеса для мира: Генри Форд, его компания и столетие
прогресса, 1903-2003 (2003)
Конструкция шасси была последним шагом в переходе Ford от
статичной к движущейся сборке. На этой фотографии, сделанной
в 1914 году, показано незавершенное шасси на линии.
Движущиеся линии сократили время окончательной сборки Model
T вдвое, с 12 часов до шести. Постоянные корректировки и
доработки продолжали сокращать время окончательной сборки,
пока не были сэкономлены еще почти четыре часа.
Конструкция шасси была последним шагом в переходе Ford от
статичной к движущейся сборке. На этой фотографии, сделанной
в 1914 году, показано незавершенное шасси на линии.
Движущиеся линии сократили время окончательной сборки Model
T вдвое, с 12 часов до шести. Постоянные корректировки и
доработки продолжали сокращать время окончательной сборки,
пока не были сэкономлены еще почти четыре часа.
По сути, каждому рабочему теперь было поручено установить
одну деталь завинчивания болта и гаек. Это резко увеличило
производство и снизило стоимость Model T до 575 долларов
всего четыре года спустя. Некоторые компоненты занимали
больше времени для сборки и соединения, чем другие. Для них
были созданы узлы. Например, каждый радиатор со всеми его
шланговыми фитингами был собран на отдельной линии, подающей
в основную сборочную линию. Интервал между подачей
автомобиля и его компонентов был тщательно рассчитан для
поддержания непрерывного потока.
Команда Форда занялась сборкой шасси в августе 1913 года и
быстро сократила время завершения с 12 часов до шести. К
октябрю он снизился до чуть менее трех часов, а затем до 2,3
в декабре.
За четыре года до этого Ford собрал 10 660 Model T. К 1912
году объем производства достиг 68 773 единиц. Но эти цифры
были незначительны по сравнению с результатами движущегося
конвейера. В 170 году было получено 211 1913 примеров, в 202
году — 667 1914, в 1916 году — более полумиллиона, а в 735
году — 020 1917! После вялого периода после того, как
Америка вступила в мировую войну, производство сократилось.
Рынок, однако, восстановился в 1920 году. В том же году Ford
превысил отметку в один миллион с 1 301 067 Model T,
произведенными на заводе Highland Park недалеко от Детройта,
штат Мичиган.
26 мая 1927 года последняя модель Т сошла с конвейера, в
результате чего общая отметка составила 15 миллионов
автомобилей. В процессе Форд выполнил свою миссию, поскольку
его экономика масштаба не осталась незамеченной. Весь мир
должен был перенять его модель, чтобы не отставать.
Конкуренты также продавали миллионы автомобилей, поэтому к
концу 19-летнего пробега Model T было справедливо сказать,
что Ford действительно поставил мир на колеса.
Переход Ford к движущимся сборочным линиям начался в апреле
1913 года с интегрированного (и сложного) маховика /
магнето. Поскольку каждому рабочему было поручено выполнить
несколько конкретных задач, а не собрать всю единицу, Ford
сократил время сборки магнето примерно с 15 минут до 5, а
требуемая рабочая сила сократилась с 29 до 14.
Переход Ford к движущимся сборочным линиям начался в апреле
1913 года с интегрированного (и сложного) маховика /
магнето. Поскольку каждому рабочему было поручено выполнить
несколько конкретных задач, а не собрать всю единицу, Ford
сократил время сборки магнето примерно с 15 минут до 5, а
требуемая рабочая сила сократилась с 29 до 14.
Движущаяся сборочная линия, со всеми ее преимуществами,
открыла эру автоматизации человеческой рабочей силы, которая
может быть чрезвычайно жестокой для человеческого духа.
Когда каждый рабочий чувствует себя винтиком в огромной,
хорошо смазанной машине, мораль может быть низкой, и у Ford
были огромные обороты. Например, в 1913 году Форд был
вынужден нанять более 52 000 рабочих, чтобы поддерживать
рабочую силу около 14 000 человек. Форд попытался решить эту
проблему, введя 5 января 5 года заработную плату в размере
1914 долларов в день. Однако была одна загвоздка: базовая
заработная плата составляла 2,34 доллара, а за
дополнительные 2,66 доллара работник должен был
соответствовать стандартам компании для чистой жизни,
включая трезвость, отказ от азартных игр, бережливость и
счастливую домашнюю обстановку. У компании был собственный
социальный отдел, который посещал дома рабочих и определял,
соблюдают ли они требования. Обороты резко улучшились, а
экономика Детройта закипела.
После того, как Model T была снята с производства, Ford
вложил огромные средства в новый завод и выпустил Model A,
которая работала довольно скромно по сравнению со своей
предшественницей. В 1932 году Ford представил первый
двигатель V-8, но к 1936 году компания опустилась на третье
место по продажам в автомобильной промышленности. К этому
моменту его расцвет прошел, но наследие осталось. По сей
день Ford по-прежнему является одной из крупнейших
автомобильных компаний в мире, и все это благодаря
дальновидному руководству Генри Форда, который практически
построил свою компанию из металлолома.
Автомобили уже не были чем-то новым, когда вышла модель T.
Что удалось сделать Форду, так это сделать их
универсальными.
Что такое дивиденды на фондовом рынке и как они работают?
Что такое ИНВЕСТОР? Значение, портфолио и работа
Что такое индекс? Примеры, как это используется и как инвестировать
Что такое кит на фондовом рынке?
|