Личный рассказ об опыте коллекционирования моделей в масштабе

На свете существуют такие люди, у которых автомобилей гораздо больше, чем у самых известных миллиардеров. Владельцы внушительных гаражей коллекционируют различные модели машин в соответствии со своими предпочтениями, и все бы ничего, если бы размеры этих авто не сводились к масштабу 1 к 43. Исходя из интервью с автором одного из журналов, посвященных автомоделированию, который не просто коллекционирует, но и сам создает модели авто, можно утверждать, что - это довольно интересное увлечение, которое вполне может приносить реальный доход. Однако, не каждый согласится продать коллекционные автомодели, при этом оторвав от себя частичку души.

 

Масштабы и степень проработки

Недаром, коллекционные модели масштабных автомобилей – ведущее направление в коллекционировании. К примеру, модели могут быть представлены в следующих масштабах: 1 к 24, 1 к 35, 1 к 43, 1 к 72, 1 к 120 – это далеко еще не вся «размерная линейка». Безусловно, наиболее часто используемым масштабом является М: 1 к 43. Автомодели в упомянутом масштабе выпускаются в различном исполнении и с разной степенью проработки. Основным материалом при производстве масштабных моделей является метал и пластик. Да и такой размер позволяет продемонстрировать почти все детали реально существующего авто. Зеркала, фары из стекла, шины из резины, диски колес – вообще полная детализация. Иногда, даже в продажу поступают экземпляры с открывающимися дверками, капотом и багажником. Двигатель, конечно, у подобного экземпляра тщательно проработан, а мелкие элементы покрыты хромом.

Самый крупный коллекционер

За все время существования масштабных моделей, самая большая коллекция отмечена у американского гражданина, жителя города Нью-Йорк, Майкла Зарнока, который начиная с 1968 года собрал более восьми тысяч моделей авто. При этом, он в сфере коллекционирования известная личность: так как выпустил семь книг и написал множество статей – и потому считается экспертом области автомоделирования.

Автор журнала поделился историей своего увлечения автомоделированием:

«Еще до развала Советского Союза, гулял я как-то на детской площадке со своим пятилетним сыном. Он игрался в песочнице, где и нашел миниатюрную машинку. Модель заграничного автомобиля, иномарки на подобии Toyota. Видимо, какой-то ребенок потерял свой иностранный подарок, а моему сынишке повезло его найти.
Был искренне удивлен. В те времена, у нас такое было за редкость. Качество говорило само за себя: сходство с оригиналом было потрясающим. Именно этот случай и подтолкнул меня к коллекционированию. Конечно, я с автомобилями знаком с раннего возраста, а как иначе? – ведь отец мой был «закоренелым» автомобилистом. Шофером в военное время. Ездил на полуторках, и меня подсаживал на колени и давал рулить. Скорее всего, все это и заставило меня окончить автомобильное училище.
Ну, так вот, оглядел я эту модель хорошенько и в итоге решил заняться коллекционированием, больно она мне пришлась по душе. Естественно, ни о каком моделировании и речи не было. Начал с поиска моделей и их покупки по магазинам, с рук, на рынке. Только потом, меня заинтересовала история развития отечественного автопрома: покупка литературы и каталогов.

Какой город стал Центром игрушечной вселенной масштабных авто?

После чего, так сказать, выделил конкретно определенное направление своего увлечения. Один мой давний друг – коллекционер автомоделей, подсказал хороший клуб по интересам, где собирались небезразличные к этому делу люди: от детей до взрослых. В клубе мы могли обменяться моделями авто и поделиться советами. Вот, там то я впервые и увидел самодельную модель авто, познакомился с человеком, который их делает и начал пробовать сам.

Клуб являл собой не только место встречи, но и был отличным социализирующим институтом. К примеру, продажа моделей несовершеннолетним была негласно запрещена (ведь неизвестно откуда ребенок мог взять деньги). Ребята приходили отовсюду, зачастую даже «местная шпана». Именно благодаря такой возможности, один неблагонадежный парнишка, увидев мою коллекцию, начал посещать со мной клуб. И ходил многие годы подряд. В последствии, коллекционирование стало его основным хобби. Благодаря этому, шатание по улицам ему уже не казалось столь увлекательным – настало время благоразумия. К сожалению, этого клуба больше нет.

Однако, увлечение моделированием дало свои плоды, и самодельные модели практически не уступали магазинным аналогам. И не спроста, ведь каждый отдельный экземпляр оценивался по четко приведенным критериям: масштабность, достоверность и наглядное исполнение.
Лично мои машинки соответствовали 43 масштабу. Хотя, можно было придумать любую нереалистичную машину, цены бы она не имела. Например, если на двери прообраза была некрасивая ручка, то и на модели она должна быть абсолютно такой же. Да, и подгонка, незаметность швов играли большую роль в конечном виде. Поэтому в своих работах я применяю натуральную автомобильную эмаль.

В клубе, большинство людей делились между собой опытом, рассказывали о своих особенностях изготовления. Так я и научился, иногда даже получалось лучше, чем у мастеров, что безусловно меня вдохновляло.
Так как у клуба было руководство, не редкость было проведение всесоюзных слетов. Приезжали отовсюду, из Москвы, Барнаула, Донецка и т.д. У каждого приезжего было не мало причин участвовать. Только аукционы и конкурсы на самую лучшую модель собирали толпы участников. Однако, со временем все это закончилось, и увлечение перестало быть общественным. Теперь каждый занимается автомоделированием в одиночку.
На сегодняшний день в моей коллекции имеется более 350 моделей. Изготовление каждой отдельной модели занимает какое-то время, имеются свои нюансы в работе. Бывало так, что усердно делаешь одну модель и какая-нибудь деталь никак не выходит, бросаешь её и приступаешь к созданию другой, а потом через каких-то полгода возвращаешься к брошенной детали и все получается.

Для своих работ я использую и металл, и пластик, и жесть. В моей семье уже давно придерживаются правила: сломанное не выбрасывать – ведь все может пойти в дело. Отобрав необходимое, остальное отправляю на свалку.
В последней своей самодельной модели мне необходимо было сделать сбрую. Что я только не пробовал. Красил кистью – толстые и неровные линии. А, когда в руки попали суровые черные нити, решение вопроса сразу пришло в голову. Пропитал их клеем, и приклеил в нужное место – в итоге получились рельефные и объемные уздечки, выглядело натурально.

Последней коллекцию пополнила заводская модель ВАЗа, приобретенная из коллекционного издания. Один журнал выпустил модель правительственного авто ЗИЛ, я сразу же купил две модельки. В журнале было представлено фото кабриолета ЗИЛа, поэтому мною было принято решение одну из машин превратить в кабриолет. Начало положено: крыша удалена, однако работы еще много, ведь необходимо сделать салон, сидения, коврики и главное – складывающийся верх. Но, это уже будет считаться не самодельной работой, а доработкой или переделкой.

Мне не раз поступали предложения о покупки моих коллекционных моделей, и иногда я был вполне готов их продать. Но, после того, как я выставил объявление в Интернет о продаже всей коллекции, покупатели пожелали приобрести модельки по отдельности, что мне показалось плохим вариантом. Если выберут самодельные работы, то в коллекции останутся чисто заводские экземпляры, которые врядли кто пожелает приобрети. Поэтому я отказался от этой идеи.

В итоге, передо мной встал вопрос о хранении своей коллекции. Тем более, что после затеянного капитального ремонта, коллекция не соответствовала новому интерьеру. Модели пришлось убрать по коробкам, где они провели пару лет. Однако, когда на работе стало известно о моем увлечении, директор позволил выставить коллекцию в своем офисе. Для этого были заказаны шкафы-витрины – смотрится даже очень. После этого интерес к моделированию ко мне вновь вернулся. Теперь, все в ожидании моей новой модели. На данный момент, безумно хочется заняться первыми российскими паровыми машинами.

По началу, не всем в семье было по нраву мое увлечение. Жена говорила, что это просто игрушки, но вроде уже смирилась – приняла как должное. Сын более лоялен, хотя они с моей дочкой с детства понимали, что это далеко не игрушки и обращаться с ними надо аккуратно. Даже своим сверстникам показывали, при этом в руки никому не давали.
Был такой случай, когда клуб еще действовал. Мастер принес свою только изготовленную модель, показал её всем. Тут же зашел родитель с ребенком, купил её своему чаду. Что в итоге: сынок его сразу начал модель авто по полу катать, она конечно и посыпалась. Вывод один: модель не игрушка, а самый что ни на есть шедевр, в который люди вкладывают не только старания, но и душу.

Для начинающих, к сожалению, заготовок не имеется, поэтому если кто и решиться заняться авто моделированием, то придется начинать с нуля. Максимум, что можно себе позволить, это использовать в работе конструкторы на тему военной техники.
Кстати, разновидность применяемых масштабов велика, и мне не раз предлагали делать модели и затем сдавать их в магазин. Но, я все время отказывался, потому по своей натуре не горю желанием заниматься коммерческой деятельностью. Ведь магазин, по своей сути подразумевает серийное производство, а мне делать несколько раз подряд одно и тоже совсем неинтересно. Однако, две одинаковые модели могут быть «на руку» - например, для обмена. Но, только одно условие: заводская меняется на заводскую, а ручной работы на ручную. При всем при том, обмен заготовок также вполне реален. Может у кого-то рамы хорошо получается делать, а у кого-то колеса.
Выбирая для себя коллекционирование масштабных моделей авто, необходимо понимать его целесообразность. Некоторые люди коллекционируют только для последующей продажи. Интересные модели всегда стоили большие деньги. Такие, как я собирают модели только для личного удовольствия, получаемого от процесса изготовления. Моя семья в курсе, что в процессе создания нового шедевра меня лучше не беспокоить на протяжении нескольких часов.
В память о своем отце я приобрел модель старинного автомобиля и поставил её рядом с фотографией: на которой изображен мой отец, стоящий вблизи точно такого же настоящего автомобиля.

Кто первым предложил идею выпуска масштабных моделей в СССР?

А, вы знали, что масштабным производством моделей авто мы должны быть благодарны Л. Брежневу? Именно, благодаря его указу было запущенно производство масштабных моделей в СССР. Все потому что, на одной из международных выставок ему был вручен подарок в виде модели авто в М: 1 к 43, как великому ценителю коллекционных автомобилей. Вот так то, и появилось это направление в коллекционирование.
Изготовление каждой модели требует определенных усилий и терпения. Бывает так, стараешься, делаешь, красишь и вроде бы уже подходишь к концу работы – ставишь на сушку и то ли не по досмотру, то ли невнимательности не обращаешь внимание на то, что сделано из паяной жести. Итог – олово плавится, модель рассыпается. На долгое время пропадает желание приступить к изготовлению вновь. Может быть это и мешает полюбить какую-то одну определенную модель авто, ведь с каждой связаны определенные воспоминания.

Как я уже упоминал ранее сделать модель из ничего - сложно, но возможно. Когда нет базы, самостоятельно пытаешься соорудить колеса и раму, кабину и прочие детали – в общем, работаешь не покладая рук. При переделывании или доделывании, база уже имеется. Даже, в моей коллекции можно встретить множество модификаций ГАЗ-66, для которой изначально за основу была взята заводская модель. Не один я такой. В Интернете можно отыскать такие коллекции, где количество модификаций моделей просто зашкаливает, и при чем это только отечественных.
Хотелось бы мне приобрести автобусы для своей коллекции, пока что у меня их маленькое количество. Так, что моя коллекция из 350 автомобилей это всего лишь малая толика того, что есть у других коллекционеров. Поэтому останавливаться не собираюсь, и постараюсь достичь высот, хоть и удовольствие это значительно сказывается на моем кошельке.»

Личный рассказ об опыте коллекционирования моделей в масштабе | Масштабное моделирование | Создавать свою модель может каждый

Уменьшенные копии автомобилей, собирательство и последствия | Самый популярный масштаб автомобилей, на заметку коллекционеру


Яндекс.Метрика