История коллекционирования масштабных автомобильных моделей уходит своими корнями еще в начало 20 века и насчитывает около семидесяти лет... Ее истоки берут свое начало от французских коммивояжеров, которые по сути и стали первыми изобретателями в данной отрасли. Если углубиться в историю, то можно найти массу занятных моментов. Итак, давайте перенесемся на несколько десятилетий назад...
Изначально продуманные продавцы автомобилей предлагали своим покупателям на рассмотрение миниатюрные копии. Это помогало торговым агентам более грамотно работать с покупателями. А самим покупателям — наглядно представлять приобретаемый товар.
Среди всех представленных масштабов, наиболее распространенным и приобретаемым оказался 1 к 43. Выбор был основан не только на предпочтениях клиентов, но и на экспертной оценки инженеров, художников и... врачей! Такой масштаб, как говорили специалисты, способен дать возможность наиболее полно и детально рассмотреть модель.
Модель 1/43 Mercedes-Benz 770K Cabriolet F маршала Карла Маннергейма 1943 открытый кабриолет с фигуркой (специальное издание, тираж 100 шт.)
Но при этом, она оставалась все такой же простой в изготовлении. Со временем, стали появляться и другие модели, которые были кратными или близкими к таковым значениям: 1 к 160, 1 к 24, 1 к 12 и другие. Это дало возможность коллекционерам не ограничиваться каким-то одним размером, а иметь обширное поле для деятельности и богатый выбор.
Оптимальные цены: exeed автомобиль. |
Как правило, коллекционирование начинается с одной-двух моделей, но это хобби может перетечь в создание своей собственной огромной и уникальной коллекции. Но это приходит не сразу, а со временем...
Несмотря на «не паханое поле для деятельности», все собирательство сводится к нескольким принципам построения. Так, можно выделить коллекции, сформированные по единому масштабу (например, 1 к 43, 1 к 87 и т. д.), по определенной марки авто (например, Renault, Mersrdes, Audi или ВАЗ), по периоду в истории («классика», «ретро» и другие) или же по принципу «гоночные болиды» либо «надежные внедорожники». Но есть коллекции, собранные в сочетании нескольких принципов.
Коллекционирование не предполагает каких-либо ограничений, поэтому тут все строится на собственных предпочтениях или возможностях каждого коллекционера.
С темой для будущей коллекции разобрались. Давайте теперь поговорим еще об одном интересном аспекте коллекционирования — это масштабы моделей.
Одним из самых миниатюрных в своем роде является масштаб к 1 к 200. В такой пропорции были выпущены немецкой компанией HERPA миниатюрные копии величественных лимузинов.
Процесс изготовления базируется на литье, в основе которого — специальные сплавы. При этом они отличаются отличной проработкой даже самых мелких деталей, в том числе и эмблем радиатора. Фары снабжены настоящими стеклами, зеркала в точности отвечают всем особенностям оригинальных. Такая категория масштабных моделей — не самое дешевое удовольствие, поэтому далеко не многие могут позволить себе собрать коллекцию такого рода машинок.
Далее идут масштабы 1 к 160, 1 к 112, 1 к 87. Им присвоено международные обозначения в виде букв N, TT, НО. Свое начало такие масштабы берут с началом развития железнодорожного транспорта и соответствуют ширине колеи в 9; 12,5 и 16 миллиметров. Изначально такие модели были приоритетные для любителей поездов и локомотивов, но постепенно отрасль расширялась и выделилась в самостоятельную ветвь в автоколлекционировании.
При этом масштаб 1 к 87 является излюбленным для подростков и начинающих коллекционеров. Такие модели сделаны, преимущественно, из пластика и поэтому стоят относительно недорого. Но вот военная техника в таком масштабе изготавливается из металла.
Как уже говорилось выше, лидером по популярности является масштаб 1 к 43. Он востребован как среди новичков, так и собирателей с многолетним опытом. Интересно отметить, что коллекционных моделей такого масштаба по количеству никак не меньше, чем прообразов! Выбор просто поражает воображение, а прорисовка деталей — будоражит разум.
Основными материалами для изготовления являются пластмасса, металл или они могут быть сделаны из комбинации материалов. При этом основным преимуществом такого рода моделей и их «изюминкой» является то, что они оборудованы открывающимися дверьми, крышкой багажника, капотом; поворотными колесами и рулем; четкой прорисовкой деталей, которых может насчитываться несколько сотен! Стоимость на такие модели колеблется в пределах от нескольких долларов до нескольких сотен долларов. Но, при желании каждый сможет найти себе такого рода «игрушку» и по душе, и по карману.
Крупногабаритными масштабными моделями можно считать авто в масштабе 1 к 8, 1 к 12, 1 к 18 и 1 к 24. Эту ветвь часто называют «аристократами коллекций». Такие модели могут быть как готовыми в полной сборке, так и «китами» (под которыми понимаются комплекты из деталей для самостоятельного изготовления). Такого рода «конструкторы для взрослых» могут состоять из трехсот и более деталей. Поэтому создание собственного шедевра потребует не только терпения и усидчивости, но и нескольких дней весьма кропотливого и усердного труда. Очень часто к таковым экспонатам прилагаются специальные подставки, выполненные из ценных пород дерева и специальные прозрачные футляры, помогающие уберечь модель от пыли и воздействия окружающей среды.
Напоследок хотелось немного сказать о тех моделях авто, за которые коллекционеры готовы выложить от трех до пяти тысяч долларов... Такие модели создаются исключительно вручную, в единственном экземпляре и представляют особую ценность. Например, каждый коллекционер знает Джералда Вингроу, являющегося гуру творческой мысли. Его умелые руки создают настоящие шедевры в масштабе 1 к 15, которые просто идеально отвечают оригиналу по проработке самых мелких деталей и еле заметных изгибов. Помимо внешнего сходства, некоторые модели снабжены работающими двигателями. Что касается исходных материалов, то мастером используется и древесина, и серебро, и специальная резина, и медь, и кожа, и даже сталь. Такой шедевр по праву можно считать не просто уникальным экземпляром любой коллекции, но и отличным капиталовложением.
Наверное, на этом стоит закончить рассказ и дать право Вам, уважаемые читатели, погрузиться с головой в необъятный мир масштабного коллекционирования, которое не просто является хобби, но и поможет Вам открывать все новые и новые горизонты знакомств с такими же неугомонными открывателями и коллекционерами...
Личный рассказ об опыте коллекционирования моделей в масштабе | Масштабное моделирование | Создавать свою модель может каждый
Уменьшенные копии автомобилей, собирательство и последствия |
Самый популярный масштаб автомобилей, на заметку коллекционеру