Корнелиус Вандербильт (27 мая 1794 — 4 января 1877) —
американский предприниматель. Он построил свое состояние на
судоходстве и железных дорогах и был патриархом семьи Вандербильтов. Он был одним из самых богатых американцев,
которые когда-либо жили.
Прапрадед Корнелиуса Вандербильта, Ян Эртсон или Эрцун, был голландским фермером из деревни Де Билт в Утрехте, Нидерланды, который иммигрировал в Нью-Йорк в качестве наемного слуги в 1650 году. Голландский ван дер («из» / «от») был в конечном итоге добавлен к названию деревни Эртсона, чтобы создать «ван дер Бильт» («из Де Бильта»), которое в конечном итоге было сокращено до Вандербильта.
Родившийся на Статен-Айленде, штат Нью-Йорк, Вандербильт
начал работать на пароме своего отца в гавани Нью-Йорка в
детстве, бросив школу в возрасте 11 лет. В возрасте 16 лет
Вандербильт решил открыть собственное паромное сообщение. По
одной из версий событий, он занял у матери 100 долларов на
покупку периожека (двухмачтовое парусное судно с малой
осадкой). Однако, согласно версии первого опубликованного
отчета о его жизни, опубликованного в журнале Scientific
American в 1853 году, периоже принадлежал его отцу и
половину прибыли он получал. Он начал свой бизнес с
перевозки грузов и пассажиров между Статен-Айлендом и
Манхэттеном.
|
19 декабря 1813 года Вандербильт женился на своей двоюродной сестре Софии Джонсон (1795—1868), дочери своей тети Элизабет Хэнд Джонсон. Они переехали в пансионат на Брод-стрит в Манхэттене. В итоге у него и его жены родилось 13 детей, один из которых умер в детстве. В дополнение к управлению своим паромом, Вандербильт купил шхуну своего шурина Джона де Фореста «Шарлотта» и торговал продуктами питания и товарами в партнерстве со своим отцом и другими. Но 24 ноября 1817 года паромный предприниматель по имени Томас Гиббонс попросил Вандербильта стать капитаном его парохода между Нью-Джерси и Нью-Йорком. Хотя Вандербильт поддерживал свой собственный бизнес, он стал бизнес-менеджером Гиббонса.
Когда Вандербильт вступил в свою новую должность, Гиббонс
боролся против монополии на пароходы в водах Нью-Йорка,
предоставленной законодательным собранием Нью-Йорка
политически влиятельному патрицию Роберту Ливингстону и
конструктору пароходов Роберту Фултону. Хотя и Ливингстон, и
Фултон умерли к тому времени, когда Вандербильт перешел на
работу к Гиббонсу, монополия продолжала оставаться в руках
наследников Ливингстона, которые предоставили лицензию
Аарону Огдену на управление паромом между Нью-Йорком и
Нью-Джерси. Гиббонс запустил свое пароходное предприятие
из-за личного спора с Огденом, которого он надеялся
обанкротить. Чтобы добиться этого, он снизил цены, а также
подал знаковое судебное дело — Гиббонс против Огдена — в
Верховный суд Соединенных Штатов, чтобы отменить монополию.
Работая на Гиббонса, Вандербильт научился управлять большим
и сложным бизнесом. Он переехал в Нью-Брансуик, штат
Нью-Джерси, остановку на линии Гиббонса между Нью-Йорком и
Филадельфией, где его жена София управляла очень прибыльной
гостиницей, используя вырученные средства, чтобы кормить,
одевать и обучать детей. Вандербильт также быстро изучил
юридические вопросы, представляя Гиббонса на встречах с
юристами. Он также отправился в Вашингтон, округ Колумбия,
чтобы нанять Дэниела Уэбстера для рассмотрения дела в
Верховном суде. Вандербильт подал апелляцию против монополии
в Верховный суд, который был следующим на рассмотрении после
дела Гиббонс против Огдена. Суд никогда не рассматривал дело
Вандербильта, потому что 2 марта 1824 года он вынес решение
в пользу Гиббонса, заявив, что штаты не имеют права
вмешиваться в торговлю между штатами. Это дело по-прежнему считается знаковым
решением и считается основой для большей части процветания, которым позже
наслаждались Соединенные Штаты.
После смерти Томаса Гиббонса в 1826 году Вандербильт работал
на сына Гиббонса Уильяма до 1829 года. Хотя он всегда вел
свой собственный бизнес на стороне, теперь он работал
исключительно на себя. Шаг за шагом он начал линии между
Нью-Йорком и его окрестностями. Сначала он сел на паром
Гиббонса в Нью-Джерси, затем переключился на западный пролив
Лонг-Айленд. В 1831 году он перенял линию своего брата
Джейкоба до Пикскилла, штат Нью-Йорк, в низовьях реки
Гудзон. В том же году он столкнулся с противодействием
парохода, которым управлял Дэниел Дрю, который вынудил
Вандербильта выкупить его. Впечатленный, Вандербильт стал
тайным партнером Дрю в течение следующих тридцати лет, так
что у них был стимул избегать конкуренции друг с другом.
8 ноября 1833 года Вандербильт чуть не погиб в
железнодорожной катастрофе в Хайтстауне на железной дороге
Камден и Амбой в Нью-Джерси. Также в поезде был бывший
президент Джон Куинси Адамс.
В 1834 году Вандербильт соревновался на реке Гудзон с
пароходной монополией между Нью-Йорком и Олбани. Используя
название «Народная линия», он использовал популистский язык,
связанный с президентом-демократом Эндрю Джексоном, чтобы
заручиться народной поддержкой своего бизнеса. В конце года
монополия заплатила ему большую сумму, чтобы он прекратил
соревноваться, и он переключил свою деятельность на
Лонг-Айленд-Саунд.
В течение 1830-х годов текстильные фабрики были построены в
большом количестве в Новой Англии, поскольку Соединенные
Штаты пережили промышленную революцию. Некоторые из первых
железных дорог в Соединенных Штатах были построены от
Бостона до Лонг-Айленд-Саунд, чтобы соединиться с
пароходами, которые ходили в Нью-Йорк. К концу десятилетия
Вандербильт доминировал в пароходном бизнесе на Саунде и
начал брать на себя управление соединительными железными
дорогами. В 1840-х годах он начал кампанию по захвату самой
привлекательной из этих линий, железной дороги Нью-Йорк,
Провиденс и Бостон, широко известной как Стонингтон.
Сократив тарифы на конкурирующих линиях, Вандербильт снизил
цену акций Стонингтона и занял пост президента компании в
1847 году, первой из многих железных дорог, которые он
возглавил.
Вандербильт железные дороги
В эти годы Вандербильт также управлял многими другими предприятиями. Он купил большое количество недвижимости на Манхэттене и Статен-Айленде, а в 1838 году приобрел паром Стейтен-Айленда. Это было в 1830-х годах, когда его впервые назвали «коммодором», тогда самым высоким званием в военно-морском флоте Соединенных Штатов. Это было общее прозвище для крупных пароходных предпринимателей, но к концу 1840-х годов оно закрепилось только за Вандербильтом.
Когда в 1849 году началась золотая лихорадка в Калифорнии, Вандербильт переключился с региональных пароходных линий на океанские пароходы. Многие из мигрантов в Калифорнию и почти все золото, возвращающееся на Восточное побережье, отправились на пароходе в Панаму, где поезда мулов и каноэ обеспечивали транспортировку через перешеек. (Вскоре была построена Панамская железная дорога, чтобы обеспечить более быстрое пересечение.) Вандербильт предложил канал через Никарагуа, который был ближе к Соединенным Штатам и был покрыт большей частью озера Никарагуа и реки Сан-Хуан. В конце концов, он не смог привлечь достаточно инвестиций для строительства канала, но он начал пароходную линию в Никарагуа и основал Вспомогательную транзитную компанию для перевозки пассажиров через Никарагуа на пароходе по озеру и реке с 12-мильной проезжей дорогой между тихоокеанским портом Сан-Хуан-дель-Сур и заливом Вирджин на озере Никарагуа.
Магнат Корнелиус Вандербильт
В 1852 году спор с Джозефом Л. Уайтом, партнером по Accessory Transit Company, привел к битве, в которой Вандербильт вынудил компанию покупать его корабли по завышенной цене. В начале 1853 года он взял свою семью в грандиозное путешествие по Европе на своей пароходной яхте «Полярная звезда». Пока он отсутствовал, Уайт вступил в сговор с Чарльзом Морганом, бывшим союзником Вандербильта, чтобы предать его и отказать ему в деньгах, которые он был должен Вспомогательной транзитной компании. Когда Вандербильт вернулся из Европы, он ответил конкурирующей линией в Калифорнию, снижая цены, пока не заставил Моргана и Уайта расплатиться с ним.
Затем он обратился к трансатлантическим пароходным линиям, выступая против сильно субсидируемой линии Коллинза, возглавляемой Эдвардом К. Коллинзом. Вандербильт в конечном итоге привел линию Коллинза к исчезновению. [13] В 1850-х годах он также купил контроль над крупной верфью и Allaire Iron Works, ведущим производителем морских паровых двигателей на Манхэттене.
В ноябре 1855 года Вандербильт снова начал покупать контроль
над Accessory Transit. В том же году военный авантюрист
Уильям Уокер взял под свой контроль Никарагуа. Эдмунд
Рэндольф, близкий друг Уокера, заставил агента Accessory
Transit в Сан-Франциско Корнелиуса К. Гаррисона выступить
против Вандербильта. Рэндольф убедил Уокера аннулировать
устав Вспомогательной транзитной компании и передать ему
права на транзит и пароходы компании; Затем Рэндольф продал
их Гаррисону. Гаррисон привлек к плану Чарльза Моргана в
Нью-Йорке. Вандербильт взял под свой контроль компанию
незадолго до того, как было объявлено об этих разработках.
Когда он попытался убедить правительства США и
Великобритании помочь восстановить компании ее права и
собственность, они отказались. Поэтому он вел переговоры с
Коста-Рикой, которая (наряду с другими республиками
Центральной Америки) объявила войну Уокеру. Вандербильт
послал человека в Коста-Рику, который возглавил рейд,
захвативший пароходы на реке Сан-Хуан, отрезав Уокера от его
подкреплений из Соединенных Штатов. Уокер был вынужден
сдаться, и офицер ВМС США вывел его из страны. Но новое
никарагуанское правительство отказалось позволить
Вандербильту возобновить транзитный бизнес, поэтому он начал
линию через Панаму, в конечном итоге создав монополию на
пароходный бизнес в Калифорнии.
Когда в 1861 году началась Гражданская война в США,
Вандербильт попытался подарить свой самый большой пароход «Вандербильт»
военно-морскому флоту Союза. Министр военно-морского флота
Гидеон Уэллс отказался от него, считая его эксплуатацию и
обслуживание слишком дорогими для того, что, как он ожидал,
будет короткой войной. У Вандербильта не было иного выбора,
кроме как сдать его в аренду военному министерству по ценам,
установленным корабельными брокерами. Когда броненосец
Конфедерации «Вирджиния» (широко известная на Севере как «Мерримак»)
нанесла ущерб блокирующей эскадрилье Союза на Хэмптон-Роудс,
штат Вирджиния, военный министр Эдвин Стэнтон и президент
Авраам Линкольн обратились за помощью к Вандербильту. На
этот раз ему удалось пожертвовать «Вандербильт»
военно-морскому флоту Союза, оснастив его тараном и
укомплектовав специально подобранными офицерами. Это помогло
закупорить «Вирджинию», после чего Вандербильт
переоборудовал ее в крейсер для охоты на торговый рейдер
Конфедерации «Алабама», капитаном которого был Рафаэль
Семмес. Вандербильт также снарядил крупную экспедицию в
Новый Орлеан. Но он понес личную потерю, когда его младший и
любимый сын и наследник, Джордж Вашингтон Вандербильт,
выпускник Военной академии Соединенных Штатов, заболел и
умер, так и не увидев боя.
Хотя Вандербильт отказался от своего президентства на
Стонингтонской железной дороге во время золотой лихорадки в
Калифорнии, он проявил интерес к нескольким железным дорогам
в течение 1850-х годов, работая в советах директоров
железной дороги Эри, Центрального Нью-Джерси, Нью-Хейвена и
Хартфорда, а также Нью-Йорка и Гарлема (широко известного
как Гарлем). В 1863 году Вандербильт взял под свой контроль
Гарлем в знаменитом уголке фондового рынка и был избран его
президентом. Позже он объяснил, что хотел показать, что
может взять эту железную дорогу, которая обычно считалась
бесполезной, и сделать ее ценной. У нее было ключевое
преимущество: это была единственная паровая железная дорога,
которая входила в центр Манхэттена, спускаясь по 4-й авеню
(позже Парк-авеню) до станции на 26-й улице, где она
соединялась с конной трамвайной линией. От Манхэттена он
пролегал до Чатем-Фор-Корнерс в Нью-Йорке, где соединялся с
железными дорогами, идущими на восток и запад.
Вандербильт привел своего сына Уильяма Генри Вандербильта в
качестве вице-президента Гарлема. В раннем возрасте у
Уильяма случился нервный срыв, и отец отправил его на ферму
на Статен-Айленде. Но он показал себя хорошим бизнесменом, и
в итоге стал главой железной дороги Стейтен-Айленда. Хотя
коммодор когда-то презирал его, он был впечатлен успехом
Уильяма и в конце концов сделал его операционным управляющим
всеми его железнодорожными линиями. В 1864 году коммодор
продал свои последние корабли, сосредоточившись на железных
дорогах.
Возглавив Гарлем, Вандербильт столкнулся с конфликтами с
соединительными линиями. В каждом случае борьба
заканчивалась битвой, которую выиграл Вандербильт. В 1864
году он купил контроль над железной дорогой реки Гудзон, в
1867 году — над Центральной железной дорогой Нью-Йорка, а в
1869 году — над Южной железной дорогой Лейк-Шор и Мичиган.
Позже он также купил Canada Southern. В 1870 году он
объединил две из своих ключевых линий в Нью-Йоркскую
центральную железную дорогу и железную дорогу реки Гудзон,
одну из первых гигантских корпораций в американской истории.
Вид на северный конец туннеля Мюррей-Хилл в сторону станции
в 1880 году; обратите внимание на этикетки железных дорог
Нью-Йорка, Гарлема, Нью-Йорка и Нью-Хейвена; Центральный
Нью-Йорк и река Гудзон были слева. Два больших портала
справа позволили некоторым конным поездам продолжить
движение дальше по центру города.
Основная статья: Центральный вокзал
В 1869 году он поручил Гарлему начать строительство Центрального депо на 42-й улице в Манхэттене. Он был закончен в 1871 году и служил конечной станцией его линий в Нью-Йорке. Он затопил пути на 4-й авеню в разрезе, который позже стал туннелем, а 4-я авеню стала Парк-авеню. В 1913 году депо было заменено Центральным вокзалом.
Этот раздел включает в себя список ссылок, связанное чтение
или внешние ссылки, но его источники остаются неясными,
поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты. Пожалуйста,
улучшите эту статью, добавив более точные цитаты, где это
уместно. (май 2010 г.)
В 1868 году Вандербильт вступил в спор с Дэниелом Дрю, ныне
казначеем железной дороги Эри. Чтобы отомстить, он попытался
загнать акции Эри в угол, что привело к так называемой войне
Эри. Это привело его к прямому конфликту с Джеем Гулдом и
Джеймсом Фиском-младшим, который только что присоединился к
Дрю в совете директоров Эри. Они одержали победу, выпустив
«политые акции» в нарушение закона штата, который
ограничивал количество акций, которые компания могла
выпускать. Но Гулд подкупил законодательный орган, чтобы
легализовать новые акции. Вандербильт использовал судебный
процесс, чтобы вернуть свои убытки, но он и Гулд стали
врагами общества.
Гулд никогда не одерживал верх над Вандербильтом ни в одном
другом важном деловом вопросе, но он часто смущал
Вандербильта, который нехарактерно набрасывался на Гулда на
публике. Напротив, Вандербильт подружился с другими своими
врагами после того, как их бои закончились, включая Дрю и
Корнелиуса Гаррисона.
После смерти жены в 1868 году Вандербильт уехал в Канаду,
где 21 августа 1869 года женился на двоюродном брате из
Мобила, штат Алабама, по имени Фрэнк Армстронг Кроуфорд.
[20] Кроуфорд была на 43 года моложе своего мужа. Муж
двоюродной сестры Кроуфорд, Холланд Мактайер, убедил
Вандербильта основать то, что впоследствии станет
Университетом Вандербильта, названным в его честь.
Вандербильт пожертвовал 1 миллион долларов, самый большой
благотворительный подарок в американской истории на тот
момент. Он также купил церковь за 50 000 долларов для общины
своей второй жены, Церкви незнакомцев. Он также пожертвовал
церквям по всему Нью-Йорку, в том числе подарок Моравской
церкви на Статен-Айленде в размере 8/34 акров (000 2 м<>)
для кладбища, на котором он позже был похоронен. Вандербильт
рассматривал возможность размещения Университета
Вандербильта на месте Моравского кладбища на Статен-Айленде,
но позже было решено разместить университет в Нэшвилле.
На момент его смерти, в возрасте 82 лет, состояние
Корнелиуса Вандербильта оценивалось в 100 миллионов
долларов. В своем завещании он оставил 95% своего состояния
в 100 миллионов долларов своему сыну Уильяму и четырем
сыновьям Уильяма (5 000 000 долларов Корнелиусу Вандербильту
II и по 2 миллиона долларов Уильяму Киссаму Вандербильту,
Фредерику Вандербильту и Джорджу Вашингтону Вандербильту
II). Коммодор заявил, что, по его мнению, Уильям Генри был
единственным наследником, способным поддерживать
бизнес-империю.
Он завещал суммы от 250 000 долларов США (примерно 4 950 000
долларов США в 2008 году) до 500 000 долларов США (9 920 000
долларов США в 2008 году) каждой из своих восьми дочерей.
Его жена получила 500 000 долларов США, их дом в Нью-Йорке и
2 обыкновенных акций Центральной железной дороги Нью-Йорка.
Своему младшему выжившему сыну, Корнелиусу Иеремии
Вандербильту, которого он считал расточителем, он оставил
доход от трастового фонда в размере 000 200 долларов.
Коммодор жил в относительной скромности, учитывая свои почти
неограниченные средства, тратясь только на скаковых лошадей,
оставляя своих потомков строить дома Вандербильта, которые
характеризуют позолоченный век Америки. (Стоит отметить,
что, хотя это было тривиально по сравнению с 000 миллионами
долларов +, унаследованными Уильямом Генри Вандербильтом и
его сыновьями, завещание другим его детям сделало их очень
богатыми по стандартам 90 года и не облагалось налогом на
наследство.)
Согласно «100 богатых» Майкла Клеппера и Роберта Гюнтера,
Вандербильт стоил бы 143 миллиарда долларов в долларах 2007
года, если бы его общее богатство как доля ВВП страны в 1877
году (год его смерти) было взято и применено в той же
пропорции в 2007 году. Это сделало бы его вторым самым
богатым человеком в американской истории после Джона Д.
Рокфеллера. Другой расчет, сделанный в 1998 году, ставит его
на третье место после Эндрю Карнеги.
История жизни Вандербильта вдохновила на создание
художественных произведений, в том числе амбициозного
персонажа Ната Таггарта в фильме Айн Рэнд «Атлант расправил
плечи» (1957). Его семья (см. ниже) сделала то же
самое.
Д-р Джаред Линсли дает показания о психическом и физическом состоянии Корнелиуса Вандербильта во время судебного разбирательства, связанного с оспариванием его завещания. Иллюстрация 1877 года.
Завещание Корнелиуса Вандербильта оспорено
Корнелиус Вандербильт был похоронен в семейном склепе на
Моравском кладбище в Нью-Дорпе на Статен-Айленде. Позже он
был перезахоронен в гробнице на том же кладбище, построенном
его сыном Уильямом. Три его дочери и сын, Корнелиус Иеремия
Вандербильт, оспорили завещание на том основании, что у их
отца были безумные заблуждения и он был психически нездоров
и находился под влиянием своего сына Уильяма Генри и
спиритуалистов, с которыми он регулярно консультировался.
Судебная тяжба длилась более года и в конечном итоге была
урегулирована во внесудебном порядке Уильямом Генри
Вандербильтом, который увеличил завещания своим братьям и
сестрам и оплатил их судебные издержки. Корнелиус Иеремия
Вандербильт, эпилептик, комфортно жил в поместье своего
отца, но покончил жизнь самоубийством из-за депрессии и
проблем со здоровьем в 1882 году. Джордж Вашингтон
Вандербильт также умер без проблем. Все мультимиллионеры
Вандербильта происходят от старшего сына Уильяма Генри.
Рождённый 27 мая 1794
Статен-Айленд, Нью-Йорк, США
Умер 4 января 1877 (82 года)
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Занятие Предприниматель
Супруг(и) София Джонсон (1795–1868)Фрэнк Армстронг Кроуфорд
(1839–1885)
м. 1869
Дети Фиба Джейн (Вандербильт) Кросс Этелинда (Вандербильт)
Аллен
Элиза (Вандербильт) Осгуд
Уильям Генри Вандербильт Эмили Альмира (Вандербильт) Торн
урожденная
София Джонсон (Вандербильт) Торранс Мария Луиза (Вандербильт)
Кларк Нивен
Фрэнсис Лавиния Вандербильт Корнелиус
Иеремия Вандербильт Джордж Вашингтон Вандербильт 1832–1836
Мэри Алисия (Вандербильт) Лабау Бергер
Кэтрин Джульетт (Вандербильт) Баркер Лафитт Джордж Вашингтон
Вандербильт
Дети Корнелиуса Вандербильта и Софии Джонсон
Фиби Джейн (Вандербильт) Кросс (1814–1878)
Этелинда (Вандербильт) Аллен (1817–1889)
Элиза (Вандербильт) Осгуд (1819–1890)
Уильям Генри Вандербильт (1821–1885)
Эмили Альмира (Вандербильт) Торн (1823–1896)
София Джонсон (Вандербильт) Торранс (1825–1912)
Мария Луиза (Вандербильт) Кларк Нивен (1827–1896)
Фрэнсис Лавиния Вандербильт (1828–1868)
Корнелиус Иеремия Вандербильт (1830–1882)
Джордж Вашингтон Вандербильт (1832–1836)
Мэри Алисия (Вандербильт) Лабау Бергер (1834–1902)
Кэтрин Джульетта (Вандербильт) Баркер Лафитт (1836–1881)
Джордж Вашингтон Вандербильт (1839–1864)
Железные дороги, контролируемые Вандербильтом
Железная дорога Нью-Йорка и Гарлема (1863–)
Железная дорога реки Гудзон (1864–)
Центральная железная дорога Нью-Йорка (1868–)
Южная железная дорога Канады (1873–) [25]
Южная железная дорога Лейк-Шор и Мичиган (1873?–)
Центральная железная дорога Мичигана (1877–)
Железная дорога Нью-Йорка, Чикаго и Сент-Луиса (Nickel Plate
Road, 1882–)
Железная дорога Западного берега (1885–)
Железная дорога Рима, Уотертауна и Огденсбурга
Дюнкерк, долина Аллегейни и железная дорога Питтсбурга
Железная дорога Кливленда, Цинциннати, Чикаго и Сент-Луиса
Озеро Эри и Западная железная дорога
Железная дорога Питтсбурга и озера Эри
Карта